
Доступность финансовых услуг в РФ находится на сравнительно невысоком уровне
Доступность финансовых услуг в РФ находится на сравнительно невысоком уровне
Одним из наиболее значимых барьеров к пользованию финансовыми услугами является уровень доверия к их поставщикам: наибольшим доверием у потребителей пользуются банки (74% россиян доверяют им), данный показатель у других игроков рынка - страховых и инвестиционных компаний, микрофинансовых организаций - значительно ниже (44%, 21% и 14% соответственно). В первую очередь, отмечается в исследовании, такие показатели объясняются низкой осведомленностью населения о деятельности таких организаций и неуверенностью в наличии возможности защитить свои права при возникновении каких-либо проблем.
Данный факт особенно интересен в рамках анализа параметров, по которым сами потребители и поставщики определяют уровень доступности финансовых услуг. Важнейшими барьерами к пользованию финансовыми услугами для потребителей являются высокая сложность финансовых продуктов и отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования, а также надежность поставщика как организации, деятельность которой прозрачна и понятна для её клиентов. С точки зрения поставщиков услуг, основными барьерами к финансовой доступности являются высокая стоимость продуктов и услуг, их ограниченный ассортимент и физический доступ к различным сервисам и каналам.
Также серьезной проблемой остается низкий уровень финансовой грамотности населения, который приводит к тому, что многие потребители не понимают различий между продуктами или даже не осознают, что пользуются некоторыми из них; в частности, путают различные виды автострахования, дебетовые и кредитные карты, обязательное и дополнительное медицинское страхование.
Особого внимания заслуживают тенденции пользования финансовыми услугами - россияне гораздо более активно пользуются кредитными услугами (39%) по сравнению со сберегательными (24% или 15%, если исключить счета до востребования).
