
Стартапы для МФО
На сегодняшний день самый активно растущий сектор рынка микрокредитования – PDL или займы до зарплаты (онлайн-кредитование). И именно в этой сфере необходимы специальные сервисы, которые создаются стартапами.
Лидогенерация
Лидогенерация – это процесс привлечение потенциальных клиентов. Один лид – один клиент. Заявки собираются через разные каналы. В МФО очень дорого и невыгодно создавать свой собственный отдел лидогенерации, поэтому эту услугу давно отдают на аутсорс.
Основные компании, генерирующие трафик клиентов для МФО - LeadHit, LeadProfit, Leadgid, «Телепорт».
К примеру, компания «Телепорт» обладает большой клиентской базой и называет себя «оптовым поставщиком лидов». В ней собраны различные сервисы, необходимые для торговли трафиком. По статистике, в сутки через «Телепорт» проходит около 25 тысяч кредитных заявок.
Также компания предлагает такую услугу, как обработку полученных заявок – техническую интеграцию (CRM-систему).
Компания Leadgid – еще одна «лидогенерирующая» команда, в которой клиенты платят деньги только за конкретный лид (заявка на займ, выданный кредит и т.д.). Также в Leadgid проводятся технологические консультации по поводу снижения стоимости онлайн-привлечения заемщиков и разрабатываются рекламные кампании.
Системы оценки заемщика и принятия решений
Этап оценки кредитоспособности заемщика – следующий за лидогенерацией и один из важнейших, поскольку именно в этот момент принимается решение о выдаче кредита. Основные стартапы на этом поле - «Скориста», «Аксиоматика» и Double Data.
«Скориста» (компания, берущая процесс на аутсорс) предлагает полный цикл риск-менеджмента, позволяющий грамотно оценить займы до 300 тысяч рублей. В компании понимают, что важной частью работы являются квалифицированный персонал, статистический пакет переменных для оценки рисков и мощные сервера, поскольку идет конкуренция с Бюро кредитных историй.
Также в «Скористе» создаются индивидуальные прогностические модели и оцениваются различные источники данных.
Другие компании предоставляют конкретный продукт (систему), которая позволяет им самостоятельно оценивать риски клиентов, что, по их мнению, является базовой компетенцией МФО. Компании FICO и SAS – основные производители таких систем, которые очень дорого стоят и которые может позволить себе даже не каждый банк.
«Аксиоматика» предлагает этот продукт в аренду и поэтому ее услуга является более доступной для МФО. Также в компании есть возможность осуществить процесс интеграции с другими источниками информации о заемщиках (БКИ, сервисы геолокации и т.д.).
Операционные, BPM и CRM-системы
Для осуществления процесса оценки рисков необходимо специальное программное обеспечение, которое на рынке предлагают такие компании, как HiEnd Systems, SAS Credit, Sputnik Labs, АФК.
Это и стандартный пакет и индивидуальные разработки, которые дают полную интеграцию со всеми элементами системы МФО.
